«Хочу в детский сад!»

     Юрасова Ольга , детский и семейный психолог

     Все родители желают слышать эти слова. А все воспитатели, педагоги детского сада испытывают радость и гордость за свой труд,сентябрь 2015 когда дети бегут с радостью в сад.
Почему же в одни детские сады или группы дети ходят с удовольствием, а в другие – с истериками, слезами.
Мы не будем касаться индивидуальных особенностей детей. Напомним лишь, что есть дети, которые готовы посещать сад; а есть те, которые не готовы. И причины могут быть различными.
Разговор сейчас не об этом.
Поразмышляем о том, ЧТО и КАК могут сделать воспитатели для того, чтобы дети хотели приходить в сад. Об условиях психологического комфорта и безопасности малышей.
Нам, взрослым, имеющим многолетний опыт посещения различных групп (учеба, работа), легко ответить на вопрос: что и как должно быть в группе, чтобы мне там было хорошо (комфортно, приятно), чтобы захотелось туда приходить? Этот опыт и поможет каждому из Вас в работе с детьми.

Давайте попробуем ответить от лица РЕБЕНКА.

«Я, ребенок, и я не хочу идти в сад, мне там плохо»:

• Когда меня постоянно ругают и делают замечания, читают нотации и нравоучения. Мне это невыносимо! Хочется закрыть уши ладошками и не слышать. И поэтому учусь просто не слышать взрослого. (От автора: в работе с родителями и воспитателями психолог может помочь найти другие способы эффективного воздействия на ребенка, исключая вышеуказанные, как неэффективные и вредные в воспитании детей)
• Когда замечают только мои ошибки и неудачи. И говорят о них так, что остается ощущение, что я очень плохой, никчемный, маленький. У меня «опускаются руки», и я больше не хочу ничего делать. Боюсь пробовать новое: «У меня ничего не получится». Иногда меня это просто бесит, и я делаю всем назло.
• Когда я делюсь своим сокровенным, очень мне важным, а в ответ встречаю безразличие. Еще хуже, когда надо мной смеются или шутят, думая, что я маленький и ничего не понимаю. Я обижаюсь и грущу, а иногда сержусь и даже кусаюсь…
• Когда не учитывают мои желания и мое мнение, как будто меня просто нет.
• Когда не помогают, если мне трудно или устал, говорят «Ты уже большой. Делай сам».
• Когда стараешься изо всех сил, а никто не ценит твоих усилий, отмечаю только ошибки результата работы. И тогда больше не хочется стараться.
• Я очень люблю играть, но иногда мне трудно договариваться с ребятами. Я могу не отдать что-то нужное мне самому, или отнять игрушку. Или так сильно рассердиться, что толкаю других и кусаю их. И никто не помогает мне открыть секрет: как сделать это по-другому, а только ругают, не понимая моего отчаяния.
• Я знаю, что есть в саду правила, и помню их. И очень хочу быть правильным. Если кто-то их нарушает, я волнуюсь и бегу к воспитателю сообщить об этом. А меня называют «ябедой» и стыдят. Я теряюсь и не понимаю, зачем тогда правила.
• Я многого боюсь. Боюсь, что мама исчезнет и не придет за мной. Так было, когда она вдруг исчезала. Я чуть отвлекся утром, а ее вдруг не стало в раздевалке, хотя она там была несколько секунд назад. И я теперь все время боюсь, что она может исчезнуть в любое время и в любом месте. А еще я боюсь воспитателей. Они так громко кричат на нас, что становится страшно. Страшно, что сделают больно. Боюсь сделать что-то неправильно, потому что будут стыдить при всех.

«Я хочу в детский сад, мне там очень хорошо»:

• Потому что, когда мне было трудно привыкнуть к садику, мама была рядом. Она сидела в коридоре, и я мог выбегать и обнимать ее. А потом я привык, и стал расставаться легко с мамой и папой.
• Потому что мне в саду рады. Воспитатель утром с улыбкой и симпатией встречает меня. Замечает весело все новое: прическу, одежду, игрушки. А провожает вечером домой с желанием завтра увидеть снова.
• Потому что ко мне проявляют интерес и внимание. И когда я очень чему-то рад, и когда мне грустно, или я устал. Замечают все мои трудности и спешат на помощь. Обращают внимание не только на мои значительные достижения, но даже и на маленькие успехи. Когда я просто аккуратно сложил одежду на стульчике перед сном, воспитатель подошла и радостно сказала, что я очень аккуратный и старательный. Это было бесконечно приятно. Мне важно, что в саду я могу рассказать про то, что мне очень интересно – мультики, игрушки, игры. И меня внимательно слушают, с интересом расспрашивают.
• Потому что сопереживают моим сильным чувствам (и неприятным в том числе). Когда я отчаиваюсь, например, и не могу сделать задание. Мне кажется, что у меня никогда не получится. А воспитатель подойдет, сядет рядышком, похлопает по плечу и скажет: «Я вижу, как тебе трудно, но знаю, какой ты упорный и старательный. И верю, что у тебя обязательно получится. Чем я могу тебе помочь?» . И я сам начинаю верить в себя. И потом обязательно всё получается!
• Потому что проявляют уважение и благодарность. Я очень люблю помогать всем: и воспитателям и детям. И в саду всегда замечают мои старания и всегда благодарят. Я тогда чувствую себя взрослым. Я важен, нужен и ценен здесь.
• Потому что выслушивают мое мнение и ценят его. И я знаю, что имею право чего-то не хотеть. Имею право думать по-своему, фантазировать. Выбирать, во что играть, с кем дружить, каким цветом разукрасить слона….
• Потому что с пониманием относятся к моим несовершенствам и ошибкам. Когда у меня что-то не получается, воспитатели всё равно замечают, что я по-настоящему старался и хотел, чтобы было хорошо и правильно. Поддерживают, рассказывая, когда они сами были маленькими, у них тоже многое сразу не получалось.
• Потому что помогают мне дружить, учиться, осваивать что-то, сердиться, договариваться. Ведь мне это пока так трудно.
• Потому что говорят о моих прекрасных качествах, ведь я всегда (ну или почти всегда ) очень стараюсь быть хорошим. Мне это важно, ведь я себя пока плохо знаю. И еще, рассказывают родителям обо мне хорошее, чтобы они тоже знали о моих успехах.

Все выше написанное кажется очень очевидным и простым для понимания. И сделать жизнь ребенка счастливой, психологически комфортной и безопасной, полезной и интересной в детском саду по силам каждому мудрому и вдумчивому воспитателю. Тогда мы будем слышать: «Хочу в детский сад!»
Будьте счастливы!