Статья «У меня всё получится!»

 

     Профессия воспитателя, педагога — творческая, требующая вдохновения, интереса, постоянного поиска, апробации нового опыта.у меня все получится

     Важным процессом для каждого педагогического работника  является постоянное самообразование. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

     Какие проявления в собственной деятельности педагога могут стать «знаком» обратиться к самообразованию:

-  недовольство результатом работы

- отказ (или избегание) от проведения каких-либо форм работы  или видов деятельности с детьми (по причинам отсутствия к ним интереса, неудовлетворение от работы, трудность или недостаток знаний)

-  страх негативной оценки работы руководством  или коллегами (отказ приглашать на свои открытые занятия, рассказывать о своей работе)

-  чувство бесполезности профессиональных усилий

-  скука, пассивность

– частое  переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности)
– чувство беспокойства и повышенной тревожности, неуверенности  («у меня не получится» или «я не справлюсь»)
– ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее – все труднее

 

     САМООБРАЗОВАНИЕ – один из «двигателей» развития педагога в профессии -  целенаправленная познавательная деятельность. Процесс самообразования планирует, реализует сам педагог. В основе самообразования – собственный интерес педагога  в сочетании с самостоятельным изучением материала.

     Из практики психологического сопровождения в детском саду мне представляется  удачным  процесс  анализа работы педагога (своего рода психологическая супервизия педагогического процесса) как способа мотивации на самообразование; повышения собственного интереса к своей деятельности, к ребёнку; а так же повышения психологической компетенции сотрудника сада.

     В процессе анализа (занятия, праздника, организации какого-либо вида деятельности с детьми) педагогу (воспитателю) задаются вопросы:

1.      Довольны ли Вы сегодня своей работой? Чем довольны? Что у Вас особенно удачно получилось? За что могли бы себя похвалить?  (И здесь важно психологу  поделиться своим удовольствием от работы сотрудника, что ему показалось удачным в работе) ОБСУЖДЕНИЕ ЭТОГО ВОПРОСА  ПОМОГАЕТ ПЕДАГОГУ СОЗДАТЬ СВОЙ РЕСУРС, ПОВЫСИТЬ УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ, РАСПОЛАГАЕТ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ОБСУЖДЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В РАБОТЕ (Например, воспитатель говорит о своей радости решения на развивающем занятии определенной педагогической задачи. Психолог разделяет радость и замечает еще, что педагог применил удачно психологический прием во взаимодействии с ребенком, отмечает  высокий уровень интереса детей к занятию и т.п.)

2.      Чем не довольны? Что было трудно? С чем связана трудность? ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ЗОНЫ ТРУДНОСТЕЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ ПЕДАГОГА (Например, воспитатель огорчен, что с определенным ребенком ему очень трудно. Часто испытывает растерянность, а иногда сильное напряжение. Воспитатель перепробовал разные способы воздействия, но не достиг желаемого результата.)

3.      Как и каким видите желаемый процесс  и результат своей работы, и себя в нём? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗА ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА (Воспитатель рисует картинку своего желаемого взаимодействия с этим ребенком, описывает чувства, которые ему бы хотелось испытывать при работе с ним)

4.      Что помешало Вам достичь желаемого результата в собственной деятельности? ПРИЧИНЫ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЯ В РАБОТЕ (Воспитатель говорит о незнании возможных способов общения и взаимодействия с этим ребенком. А также о сильных неприятных чувствах…)

5.      Что помогло бы Вам быть довольным своей работой? Что Вы можете сделать для себя? Какую  и чью помощь принять? ПЕДАГОГ САМ (ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ) ОПРЕДЕЛЯЕТ ДЛЯ СЕБЯ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, И ЧАЩЕ ВСЕГО ИМЕННО САМООБРАЗОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ НОВЫМ ШАГОМ ПО ПУТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА (Можно  обсудить возрастные и психологические особенности ребенка (сориентировать в профессиональной литературе), вызвать интерес воспитателя к наблюдению за ребенком и апробации новых способов взаимодействия и т.д., для поиска которых воспитателю нужно предпринять «некоторые шаги» J)

6.      Завершить супервизию можно словами надежды, что воспитатель достигнет желаемого результата, так как обладает необходимыми качествами (их важно назвать из наблюдений за сотрудником). А так же напомните, что Вы как психолог готовы оказывать поддержку и продолжить профессиональное сотрудничество. 

      Каждый родитель желает, чтобы с его ребенком работали педагоги и воспитатели, которые обладают способностью учиться, творить, экспериментировать. Да и каждый работник детского сада хотел бы работать в коллективе, где живет творчество, интерес к работе, где можно поделиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.