Статья «Психолог: родителям дошкольников»

Журнал «Семейное образование» — ноябрь 2015 года Top

Дошкольный возраст – время освоения ребенком мира предметов, мира человеческих отношений. Через активное взаимодействие с предметами, сверстниками, взрослыми. Главный помощник развития ребенка – взрослый. Девиз «Сначала вместе, потом я – САМ!» раскрывает особенности познания ребенком мира вещей и отношений.
Ребенок – не уменьшенный взрослый. Он совсем другой по своей организации жизни, восприятия и мышления. Эта одна из самых больших трудностей родителей – понять и принять этот факт! Многих родителей возмущает и раздражает, что его малыш не все понимает, не всему следует, не сразу слышит, испытывает трудность там, где взрослому кажется все простым и легким. Не созревшие отделы головного мозга не позволяют пока ребенку выдавать такие же результаты восприятия, памяти, мышления, внимания, речи как у взрослого человека. Мозг ребенка проходит важный период созревания и формирования важных межполушарных связей. И часто родителям, приходящим к психологу за помощью, приходится учиться понимать особенности развития своего малыша.
Дошкольный возраст – самый стремительный и бурный период развития ребенка. Начинает он его с освоения предметного мира в 2-3 года, когда старается все потрогать, раскрутить, открыть-закрыть, высыпать-собрать, залезть пальчиком, разобрать-собрать(не всегда получается)), облизать и попробовать «на зуб», понюхать. Потом постепенно ребенок обращает свое внимание не только на то, ЧТО есть вокруг, но и на то, КАК это делают взрослые: КАК они пользуются предметами, КАК они общаются, КАК они разговаривают. И все эти КАК – ребенок проигрывает в игре, так как другой возможности у него пока нет. Поэтому, ИГРА – ведущий «гениальный» вид деятельности ребенка, в которой он осваивает все моменты жизни взрослых. И профессии, семейные роли, традиции и правила семьи и сообщества. Если ребенок играл с интересом и радостью, заработал «свой хлеб». Т.е. за игровую деятельность ребенка надо также хвалить и уважать, как ученика за обучение, а взрослого за его работу. Почти каждый день я встречаюсь с чудовищной безграмотностью взрослых, которые считают игру ненужным бесполезным делом, заставляя ребенка вместо игры заниматься заучиванием букв и цифр. «Моей внучке три года. Она знает двенадцать букв. Бабушка не дремлет» — гордо заявляет старушка, записывая кроху на подготовку к школе в 3 года!!! Я спрашиваю: «А как она играет? Во что и с кем?». «Мы против игр, это все ненужное, надо обучать детей. Наша семья – педагоги с 20-летним стажем. Мы знаем». Мне грустно и жаль малышку.
Про дошкольный возраст написано много методической и психологической литературы. Я хочу тезисно написать пожелания-рекомендации о важном для любящих и заботливых родителей.

— Создавайте развивающую среду для ребенка. Помимо развивающих моторику, внимание и мышление пособий (кубики, пазлы, шнуровки, пирамидки и т.д.) и предметов для ролевой игры (машинки, куклы, коляски, посуда и т.д.) , у каждого ребенка должно быть «богатство» — тряпочки, палочки, коробочки, камешки, ракушки, разноцветные ленты, трубочки, красивые бумажки и т.п. Эти предметы помогут развивать воображение и фантазию, а также будут активно использоваться ребенком для ролевой игры или творчества.

— Не давайте советы ребенку, не читайте нотации. А на своем примере показывайте, ЧТО и КАК делать хорошо, КАК быть щедрым, аккуратным, заботливым, веселым. Давайте примеры терпения, доброты. Дети прекрасно их усваивают. Нотации, советы, обвинения обижают, раздражают детей, сопротивление растет, ребенок начинает делать наоборот, злится на взрослых.

— Развивайте родительское пристальное внимание и интерес к ребенку. Зачем? Чтобы замечать малейшие позитивные изменения в жизни малыша. Замечать то, ЧТО и КАК он делает. Чтобы говорить ему об этом. И тогда он будет знать о себе, что он старательный, внимательный, добрый, нежный, любознательный и т.д. Будет сердечно признателен Вам за внимание к своим интересам, мультикам, играм, переживаниям. «Родители меня понимают. Любят. Я важен и значим им. Я – есть!»

— Правила в семье должны быть четкими и ясными для ребенка, родители последовательно вводят их в жизнь. Правил не должно быть слишком много, они касаются лишь жизни и здоровья, а также традиций и нравственных принципов семьи. Важно: правилам следуют все и всегда. Когда ребенок выполняет правило, взрослый отмечает это, например, так «Ты не забыл сказать «спасибо». Я рада этому. Еще мне приятно, что ты ведешь себя как взрослый». Тогда малышу будет охотнее следовать правилам и законам семьи, потом других сообществ.

— Радуйтесь тому, что может Ваш ребенок сегодня. Научился есть сам, радуемся этому. Нарисовал солнце, есть новый повод для удивления и радости. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Не требуйте того, чего он пока не готов сделать, к чему не созрел его мозг или не появился интерес. Завышенные ожидания родителей от своего ребенка – бич сегодняшнего времени. Дети страдают от необоснованных требований родителей, сникают, теряют уверенность в себе и интерес к жизни. Становятся пассивными и отказываются от той деятельности, где испытывают неуспех и которые сопровождаются высокими ожиданиями родителей. Если Вы, родители, стали очень сильно переживать о развитии своего ребенка, обратитесь к хорошему специалисту, психологу или нейропсихологу. Он понаблюдает за ребенком, исследует особенности познавательной и эмоциональной сферы. Объяснит важные задачи развития на данный период. Это позволит Вам найти ответ на свой родительский вопрос, не травмируя и не истязая требованиями своего малыша.

— У каждого ребенка свой темп и особенности развития. Кто-то в 3-4 года иже интересуется буквами и делает попытки читать. А есть дети, которым эта деятельность становится доступна только к 6-7 годам. Кто-то в 4-5 лет прекрасно рисует человека, все части тела, мелкие детали одежды. А у кого-то на бумаге только «головоног» и в 5 лет. Кто-то слышит инструкцию и действует по ней сразу, а кто-то с трудом выхватывает пару предложений, а остальное не удерживает, и ему нужно повторить снова. И при этом все эти дети в норме развития. Просто отделы головного мозга созревают не равномерно у каждого ребенка, какие-то быстрее, какие-то медленнее. У одного ребенка полушария мозга хорошо «дружат» между собой, а у другого есть трудности этого взаимодействия. Есть прекрасные специалисты по детскому развитию, помогающие и родителям лучше понять своего малыша, и ребенку в его развитии: психологи, нейропсихологии.

— Делайте вместе то, что позволит ребенку удивляться, восхищаться, испытывать интерес к жизни. Например, смотреть ночью на звездное небо и искать созвездия; пускать мыльные пузыри; валяться в снегу; измерять глубину лужи; пускать солнечных зайчиков; делать самим леденец из сахара, разогревая его на огне в ложке; поехать понаблюдать, как журавли собираются в стаи и улетают на юг; вырастить на окне лук или горох, наблюдая каждый день как он растет; просто так приготовить для папы сюрприз и т.д. Это то, что ребенок запомнит на всю жизнь и то, что позволит ему хотеть жить интересно.

— ИГРА и еще раз ИГРА. Хотите научить чему –то ребенка, придумайте для этого игру. Хотите поговорить на нравственную тему – играйте об этом. Игра понятна для ребенка, в ней ему легко и интересно усваивать, осваивать, познавать.

— У детей-дошкольников большая потребность в движении. Эту потребность они, естественно, должны удовлетворять. Как? Это — подвижные игры дома и на улице, пользование спортивным комплексом дома и на детских площадках; бег и прыжки; поиски чего-либо; танцы и т.д. Думайте о том, как помочь ребенку удовлетворить естественную потребность в движении, а не как его успокоить, дав гаджет или включив мультики. Взрослый может помочь ребенку, например, попросив его почистить ковер пылесосом, или дать малышу маленькую тряпочку для протирки пыли. В этой деятельности ребенок делает тоже много движений. А потом обязательно похвалить за старание и помощь.

— Много разговаривайте с ребенком. Давайте наименования всему, что происходит вокруг. Обсуждайте увиденное и услышанное, рассуждайте, давая малышу возможность высказать свои мысли и предположения. Фантазируйте вместе. Читайте постоянно, много и разное. Для самых маленьких – книги обязательно с картинками, и читать нужно медленно, уточняя все ли понял ребенок. Общение и чтение развивают речь, мышление, воображение, дают общую осведомленность о мире предметов и отношений.

— Гаджеты и компьютер. Раннее знакомство с техникой не развивает дошкольников так, как игра, творчество. Ребенок потом не готов к продуктивной и творческой деятельности руками. Он привыкает к тому, что нажав всего пару кнопок, есть результат и удовольствие. А от собственного рисования, письма, постройки или игры ребенок не получает столько удовлетворения, так как здесь надо прикладывать больше усилий, поэтому отказывается от развивающей деятельности в пользу нажимания кнопок. У таких детей наблюдаются трудности в развитии речи, общении, а в дальнейшем и в обучении. Родителям важно вдумчиво и грамотно показывать подрастающему малышу возможности компьютеров для развития и познания.

— Будьте сами, взрослые, счастливы! И тогда дети будут учиться у вас, как быть счастливым!